Чему обучают ребёнка в детском саду

Программа по здоровьесбережению воспитанников «Здоровячок» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №12 «Росинка»
|
0,3 Мб
Скачать
Автор: Собянина В.Н., заведующий; Галиева Г.Б., методист; Лесная Н.Г., старший воспитатель; Королёва Н. В., инструктор по физической культуре; Коцур И. С., социальный педагог; Казанцева М.А.,, воспитатель

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является актуальной. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что количество здоровых детей дошкольного возраста не превышает 15-20% от общего количества посещающих ДОО. Это обязывает дошкольные образовательные учреждения считать одним из приоритетных направлений своей работы укрепление здоровья детей, предупреждение возможных отклонений в их развитии.

Процесс формирования здоровья детей – это сложный процесс, состоящий из огромного количества деталей и звеньев. В нём пересекаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты.

Педагогическое содействие обеспечению паритета образованности и здоровья детей в воспитательно-образовательном процессе предполагает выявление внешних и внутренних резервов здоровьесбережения дошкольников, создание условий реализации этих резервов в процессе усвоения детьми уровня образованности, предусмотренного федеральными государственными требованиями, определение необходимых мер, способствующих повышению образованности дошкольников без ущерба для здоровья. Таким образом можно говорить о том, что дошкольному образованию предъявлен крупнейший социальный заказ, направленный на поиск путей сохранения детского здоровья и, как следствие, выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач дошкольного образования.

Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок», решение проблемы воспитания социально адаптированной личности невозможно без осуществления системы мероприятий по оздоровлению детей. В сложившейся ситуации всё большее значение приобретает разработка педагогических технологий, ориентированных на воспитание у детей культуры здоровья.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа жизни на всех этапах его обучения и развития.

Вместе с тем, в практике здоровьесбережения ДОО возникает ряд противоречий между:

  • объективно возросшими требованиями к осуществлению здоровьесберегающей профессионально-педагогической деятельности и недостаточно высокой долей обученных педагогов по вопросам обучения здоровьесбережению;
  • необходимостью разработки модели повышения квалификации педагогических работников в вопросах здоровьесбережения путём специально организованных форм  методической работы и реальным состоянием этой работы в практике учреждения;
  • необходимостью обеспечения преемственности дошкольного и начального здоровьесберегающего образования в соответствии с принципом непрерывности и отсутствием системы в представлении содержания здоровьесберегающего образования в программном обеспечении дошкольного и начального образования;
  • необходимостью активного вовлечения родителей в здоровьесберегающий процесс, оказания помощи семьям по вопросам здоровьесбережения и отсутствием заинтересованности родителей в осуществлении тесного сотрудничества и конкретных оздоровительных проектов;

В связи с этим, необходим поиск новых перспективных подходов к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей детского организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий.

Разрешить эти вопросы представляется возможным через проектирование и реализацию в дошкольном образовательном учреждении целевой  программы по здоровьесбережению.

Данная программа подготовлена с целью повышения эффективности деятельности ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей формирования у дошкольников основ здорового образа жизни, улучшения умственной и физической работоспособности, тем самым, позволяя качественно сформировать у детей целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства, повысить имидж дошкольного образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.

«Экономическое воспитание: формирование предпосылок финансовой грамотности»
|
0,3 Мб
Скачать
Автор: Педагогический коллектив учреждения

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, заклады-вания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В  ходе  образовательной  деятельности  у  ребенка  воспитывается  ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена - и этическими: честность, щедрость, экономность.

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения.

Способность к осознанности и волевой саморегуляции — это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.

Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».

Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Программа экономического воспитания дошкольников (далее — Программа) предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак в работе» и уразуметь, почему он не нужен никому — ни детям, ни взрослым.

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания.

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, заклады-вания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

В  ходе  образовательной  деятельности  у  ребенка  воспитывается  ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена - и этическими: честность, щедрость, экономность.

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.

Впервые экономическое воспитание в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения.

Способность к осознанности и волевой саморегуляции — это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.

Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха».

Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

Программа экономического воспитания дошкольников (далее — Программа) предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак в работе» и уразуметь, почему он не нужен никому — ни детям, ни взрослым.

Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового и экономического воспитания.

«Социокультурные истоки»
|
0,5 Мб
Скачать
Автор: Педагогический коллектив учреждения

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребёнка социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых (родителей, воспитателей), а также той системной ценностей, которая лежит в его основе. Ведущую роль в становлении личности ребёнка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» (В. Зеньковский) и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребёнок приобретает первый социокультурный опыт. При поступлении в детский сад происходит расширение сферы эмоционально-практического взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития видах деятельности. Актуальной становится задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи и создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий. Эту задачу позволяют решить программа «Социокультурные истоки» для дошкольного образования. В рамках социокультурного системного подхода разработаны и успешно применяются методики и педагогические технологии, устраняющие разрыв между обучением и воспитанием, обеспечивающие преемственность всех ступеней образования, создающие условия для гармоничного развития ребенка и воспитателя. Согласно системному подходу воспитание есть непрерывный процесс развития социокультурного опыта индивидуума, группы, общества.

Проект «Успех каждого ребёнка»
|
0,3 Мб
Скачать
Автор: Г.Б.Галиева

Каждый родитель задаётся вопросом: «Как выявить или проверить способности ребёнка, как воспитать интересы и развить склонности?» Но что же предполагают выявлять, проверять и развивать?

    Что такое способности, интересы, склонности? Почему часто говорят: «У этого ребёнка большие способности, у того средние, а вот тот, несчастный, совсем без способностей»? Почему успехи в языках сочетаются с «хвостами» по математике? Почему у одних детей склонность проявляется очень рано, а других гораздо позже? В какой степени можно развить исходные общечеловеческие задатки, какие из них достигнут высокого уровня развития и чем это определяется?

     «Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость...» - с таких слов начинается Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом Российской Федерации от 3 апреля 2012 года № Пр-827).

    В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» изложено: «…В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни. Раскрытие его талантов — это наша с вами задача, в этом — успех России».

     Психологи утверждают: «Каждому человеку доступно научиться любому умению, которым владеют люди, если только оно вообще доступно человеку. Этот вывод относится ко всем человеческим занятиям».

   Таланты не всегда бывают очевидными, не всякий ребенок открыто демонстрирует свои способности. Очень часто бывают случаи, когда неординарные способности скрыты не только от окружающих, но и от самого ребенка. Главное, вовремя понять, что каждый ребёнок, пришедший в наш мир, щедро наделён самыми разными задатками, что способности есть у каждого, что все эти дары природы можно и нужно развивать, что неспособность к одному компенсируется способностью к чему – то другому; и, наконец, что главное дело родителей и педагогов – заметить все эти богатства в ребёнке и развить их.   

Приказ Департамента образования от 07.11.2022г. № 607-О «Об организации работы по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых обучающихся в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования»

Банк достижений и успехов детей МАДОУ "ДС №12 "Росинка", занявших призовые места на различных уровнях https://disk.yandex.ru/d/yZTaODm81JFaxA

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie